КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА
Корригирующая гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение деформаций опорно-двигательного аппарата. Чтобы корригирующие упражнения были эффективны, то есть могли обеспечить ребенку полноценную тренировку, подбирать их необходимо, учитывая уровень физического развития, подготовленности и состояния здоровья.
Для формирования правильной осанки необходимо особое внимание уделять упражнениям, вызывающим активную работу мышц разгибателей спины и мышц живота. Эти упражнения выполняются из исходного положения сидя и лежа. При этом необходимо следить, чтобы дети не задерживали дыхание, держали голову прямо, плечи расправляли, живот подтягивали. Положение с поднятой головой увеличивает тонус мышц, улучшает кровообращение в головном мозге. Предпочтение составляют симметричные упражнения.
Корригирующие упражнения могут проводиться около гимнастической стенки, на скамейках, с использованием различных предметов (гимнастические палки, мешочки с песком, мячи) и без них.
Выполняя упражнения, ребенок должен почувствовать и запомнить правильное положение тела.
В целях предупреждения плоскостопия следует использовать упражнения профилактического характера: ходьбу на носках и на пятках, «по-медвежьи» с опорой на наружные края стоп; по ребристой доске и т.п.
При деформации стопы применяются специальные корригирующие упражнения, которые включают активные движения стопы и пальцев ног, хождение по лежащей на полу лесенке, попеременное сгибание и разгибание стоп, собирание пальцами ног веревки, притягивание к себе палки и другие.
Корригирующие упражнения необходимо выполнять в разгрузочном исходном положении (устраняющем статическую нагрузку) – лежа, сидя. По мере укрепления связочно-мышечного аппарата голени и стопы вводятся упражнения в исходном положении стоя и в борьбе.
Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки
1. Принять правильную осанку, стоя у стены или гимнастической стенки.
При этом затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки должны касаться стены.
2. Принять правильную осанку, отойти от стены на несколько шагов вперед, сохраняя принятое положение.
3. Принять правильную осанку у стены, сделать
2-3 шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку.
4. И.п. - о. с. у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами.
1-2 - поднять руки через стороны вверх;
3-4 - вернуться в и. п. (в медленном темпе);
Упражнения для укрепления мышц спины
1. И.п. - лежа на животе, руки вверху.
1-поднять плечи, голову, руки к плечам, прямые ноги;
2-3 - держать это положение,
4- и.п.
2. И.п. – лёжа на животе, гимнастическая палка лежит на плечах.
1-приподнять плечи, голову, соединить лопатки, ноги зафиксированы на полу;
2-3- держать это положение;
4- И.п.
3. И.п. - то же, подбородок на тыльной поверхности кистей рук, положенных друг на друга.
1 -2 - поднять правую ногу, стараясь не отрывать таза от пола;
3-4 - опустить в и.п.
5-8 - повторить левой ногой.
4. И.п. тоже.
Приподнимание обеих прямых ног с удержанием их до 4-6 счетов.
5. И.п. - то же.
Выполнение руками и ногами движений как при плавании «брассом».
Упражнения для мышц брюшного пресса
1. И.п. - лежа на спине, руки в стороны.
1 - согнуть правую ногу, руками обхватив колено;
2- опустить в и.п.;
3-4 - левой ногой.
2. И.п. — то же, руки за голову.
1 -2 - согнуть ноги в коленях;
3-4 - выпрямить вверх;
5-6 - согнуть;
7-8 - опустить в и.п.
3. И.п. -лежа на спине, упор на предплечья.
1 - приподнять прямые ноги от пола;
2-7 - поочередное разведение и скрещивание ног на весу - «ножницы».
4. И.п. -то же.
Работа ног как при езде на «велосипеде».
5. И.п. — лежа на спине.
1-4- перейти в положение спины и головы;
5-8 -лечь в и.п.
6. И.п. - лежа на спине, руки за голову или вдоль туловища. Ноги фиксированы нижней рейкой гимнастической стенки или партнером. Медленно принять положение сидя и вернуться в и.п..
Упражнения для укрепления свода стопы
1. Ходьба на носках и пятках.
2. Ходьба на внешней и внутренней стороне стоп.
3. Ходьба перекатом с пятки на носок.
4. Ходьба на носках с высоким подниманием коленей.
5. Ходьба на ребристой доске.
6. Ходьба по камешкам.
7. Ходьба на носках вверх и вниз по наклонной плоскости.
8. Ходьба по гимнастической палке, обручу, шнуру.
9. Стоя на рейке гимнастической стенки, хват руками на уровне груди. Приподнимание на носки и возвращение в и.п.
10. Катание малого мяча, гимнастической палки стопой.
11. Захватывание пальцами стоп мелких предметов (карандаши, платки, шнуры, и т.д.) и перекладывание их на другое место.
12. В положении сидя одновременное и поочередное сгибание и разгибание стоп.
13. Сжимание и разжимание пальцев ног.
14. Стоя на полу поочередное поднимание и опускание пяток.
15. Ходьба с поджатыми и поднятыми пальцами ног.