ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ
Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому профилактика плоскостопия в раннем возрасте имеет особое значение. Эта работа обязательно должна проводиться родителями дома.
Большую роль в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви для детей. Размер ее должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений, не затруднять движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы, сосуды и нервы стоп. Обувь не должна быть слишком тесной или просторной. Детям с плоской стопой не рекомендуется носить обувь без каблуков на тонкой подошве. Высота каблука для детей раннего и дошкольного возраста должна быть 1,5 – 2 см.
Дети, страдающие плоскостопием, как правило, изнашивают внутреннюю сторону подошвы и каблука обуви.
Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством, не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные возможности.
Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, должны включаться в занятия утренней гимнастикой, использоваться на физкультурных занятиях, на прогулках, в подвижных играх.
Главное назначение корректирующих упражнений – активное бронирование стопы (положение стопы на наружном крае), укрепление всего связочно-мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка. Нужно выработать жизненно необходимые двигательные умения в беге, прыжках, лазании, метании, в выполнении упражнений в равновесии, в подвижных и спортивных играх.
Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы.
Упражнения для коррекции стопы
1. Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1–3 минут.
2. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2–5 минут.
3. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.
4. Ходьба по палке.
5. Катание мяча поочередно одной и другой ногой.
6. Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2–4 минут.
7. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.
8. Медленные приседания на мяче, с опорой на стул или, балансируя разведенными в сторону руками.
9. Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.
10. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1–3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой).
Занятия лечебной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений дают прекрасные результаты, улучшая форму и функцию стопы.
Таким образом, здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим привычную двигательную активность, организацию физического воспитания и закаливания дома и в дошкольном учреждении.
Для укрепления здоровья и предупреждения плоскостопия, детям ,необходимо ежедневно делать утреннюю гимнастику, проводить закаливающие процедуры, практиковать прогулки, походы в лес, бег, прыжки, плавание, катание на велосипеде; в теплое время года ходить босиком по грунту, а закаленным – вплоть до бега по снегу; в зимний период года кататься на коньках и лыжах, организовывать подвижные игры.
Упражнения для профилактики плоскостопия.
Из и.п. – стоя
- Стопы поставить параллельно на ширину ступни, руки – на поясе. Перекатиться с пятки на носок и обратно.
- Выполнить приседания и полуприседания на носках.
- Встать на наружные края стоп, вернуться в и.п.
- Выполнить полуприседания и приседания – носки вместе, пятки врозь.
- Стопы поставить параллельно, поочерёдно поднять пятки (без отрыва пальцев от пола).
- Ходьба на месте.
- Выполнить полуприседания и приседания, стоя на гимнастической палке ( стопы параллельно).
- То же, но стоя на рейке гимнастической стенки с хватом рук на уровне груди.
- Выполнить приподнимание и возврат в и.п., стоя на рейке гимнастической стенки на пальцах.
Из и.п. – сидя
- Ноги согнуть в коленях, стопы поставить параллельно, приподнять пятки вместе и попеременно.
- Выполнить сгибание стоп вместе и попеременно.
- Приподнять пятку одной ноги с одновременным сгибанием стопы другой.
- Выполнить сгибание и разгибание стоп (ноги в коленях прямые).
- Захватить пальцами одной ноги предмет и перенести его поближе к другой ноге и обратно.
- Сесть по-турецки, подогнуть пальцы, подавая туловище вперед, встать с опорой на стопы.
Из и.п. – лёжа на животе
- Согнуть ноги в коленях, упереться стопами в пол, развести пятки в стороны и вернуться в и.п.
- Из этого же положения поочерёдно приподнять пятки от опоры.
Из и.п. – лёжа на спине
- Согнуть ноги в коленях (стопы должны касаться друг друга подошвенной поверхностью), развести и свести пятки, упираясь передней частью стоп.
- Сделать круговые движения стоп.
- Выполнить скользящие движения стопой правой ноги по голени левой (потом ноги поменять).